Оплата онлайн
Войти

Лечение алкоголизма в Минске
КРУГЛОСУТОЧНО 24/7


+375 (17) 271-7-103
+375 (29) 399-6-103
+375 (33) 399-6-103

-->

Заказать звонок

* - Поля, обязательные для заполнения


Спасибо, скоро с вами свяжется наш менеджер.

  • О нас
  • Услуги
  • Цены
  • Персонал
  • Публикации
    • Новости
    • Статьи
  • Отзывы
  • Контакты
  • Галерея
  • КРУГЛОСУТОЧНО
  • +375 (29) 399-6-103
  • +375 (33) 399-6-103
  • Оплата онлайн
  • Войти

Новости и Статьи

  • Главная
  • Публикации
  • Статьи
  • Почему запреты не являются эффективным оружием при борьбе с алкоголизмом
Почему запреты не являются эффективным оружием при борьбе с алкоголизмом
08.06.2016

«Родился - выпили, женился - выпили, умер - выпили…»

06.06.2016, Евгений Кечко

На минувшей неделе в Минске прошел «Марафон не-зависимости», во время которого любой желающий мог поделиться своей историей, связанной с зависимостью от чего-либо, задать вопрос профильным специалистам. Из всех видов зависимости у нас чаще всего говорят об алкогольной (несколько лет назад ВОЗ даже признала Беларусь самой пьющей страной). Врач-психотерапевт, нарколог с более чем 20-летним стажем Ирина БОРИСЕВИЧ рассказала, почему запреты не являются эффективным оружием при борьбе с алкоголизмом; объяснила, почему «алкогольная» модель поведения формируется у человека с детства; дала понять, чем термин «культура пития» опасен для нашего общества.

КОРНЯМИ В ДЕТСТВО

- Вы согласны с ироничным высказыванием одного из своих коллег, что возле наркодиспансеров надо ставить памятник печени - настоящему Герою Беларуси: мол, в отличие от различных структур - это единственный орган, который действенно борется с алкогольной зависимостью?

- Печень на самом деле действенная химическая лаборатория организма, занимающаяся утилизацией разных ядов, и если продолжать горькую иронию, то неплохо было бы установить такой памятник в центре столицы - на самом видном месте, как напоминание нам о том, что мы не приучены заботиться о своем здоровье. Нас с детства никто не учит себя любить, поэтому мы не задумываемся о социальных, психологических, физиологических аспектах, касающихся здорового образа жизни.

Я с 1993г. занимаюсь вопросами наркологии и могу с печалью констатировать: средний возраст пациентов значительно помолодел. Причем если раньше доктор был в большом авторитете, на прием к специалисту многие приходили с чувством стыда и вины, человека можно было уговорить, объяснить необходимость его выздоровления, то сейчас ситуация изменилась. У ряда пациентов даже во взгляде, преимущественно мутном, читается: «Доктор, ты меня не лечи - я пил, пью и буду пить. Ты только немного приведи тело в порядок, расскажи, как воздержаться, чтобы периоды запоя реже случались, а дальше я сам решу, что делать». В медицине есть такой термин, как «анозогнозия», когда больной не осознает у себя наличие заболевания или расстройства, отрицает проблему как таковую. Это одна из ярких особенностей пациентов с алкогольной зависимостью.

Источник проблемы зарыт глубоко: нас с детства приучают к тому, что на любом празднике должен присутствовать алкоголь. Поэтому он и воспринимается как безопасный приятный напиток, способный быстро поднять настроение, - никакие внутренние датчики, сигнализирующие об опасности, в отношении алкоголя не работают. Причем нам это все навязывается как некая культурная традиция, хотя все передернуто, понятия подменены: славяне на самом деле были равнодушны к алкогольным напиткам, а женщинам детородного возраста алкоголь был категорически запрещен. Давно известно, что этиловый спирт обладает мутагенным фактором, вызывающим уродства у плода. Яйцеклетки не обновляются: женщина родилась с определенным их количеством, все попавшие в организм яды их могут повреждать, в результате меняется генофонд нации.

Alkogolizm5.jpg

«ВОЛШЕБНЫЙ» ФЕРМЕНТ

- Насколько верна гипотеза о том, что славянам «помогает» спиваться сам организм, содержащий высокий уровень алкогольдегидрогеназы - фермента, способного расщеплять алкоголь и выводить его из организма?

- Если в отдельной ситуации человека ударили кирпичом, мы же не будем в целом называть кирпичоружием. По количеству ферментов мы можем судить только об определенной предрасположенности, выбор «пить или не пить» зависит исключительно от самого человека. Все сваливать на фермент - подменять понятия: вопрос, сколько человек может выпить, нужно привязывать не к уровню фермента, а к воспитанию.

- Одно из объявлений в детском саду, фотография которого попала в соцсети и собрала большое количество лайков и репостов: «Уважаемые родители! Следите за своим поведением: после выходных за завтраком дети чокаются». Можно ли это воспринимать как просто шутку?

- Это не смешно, а очень больно: как психотерапевт, я знаю, какие последствия могут происходить с психикой ребенка из-за пьянок родителей. Дети учатся, копируя модель поведения взрослых, и если они начинают чокаться, значит, у них начинает формироваться шаблон, как нужно вести себя в выходной день и в праздники. А затем папа будет удивляться, почему его 16-летний сын с завистью смотрит, как кто-то наливает в рюмку алкоголь.

Иногда родители сами наливают детям, аргументируя: «Пусть лучше с нами выпьет, чем попробует в подворотне». Но подростку ничего не помешает попробовать и там и там. Если ребенок в первый раз переберет, ему будет плохо, этот негативный опыт, скорее всего, станет лишь тормозом на некоторое время, до «удачной» попытки, пока подросток не испытает от принятия алкоголя определенную эйфорию. На выходе получаем то, что алкогольная зависимость сильно молодеет.

Оздоровление нации - очень сложный многоэтапный процесс: запреты, различные законодательные акты никогда не справятся с задачей заставить людей посмотреть на ситуацию другим взглядом. Чтобы выбить рабство из головы, надо минимум сменить три поколения. Если мы хотим видеть что-то хорошее в наших внуках, надо что-то менять в своих детях, хочешь изменить детей - займись собой. Нельзя сказать ребенку «Не пей!» и при этом самому махануть рюмку. Ребенок эту ложь почувствует мгновенно, и, к сожалению, ситуация с двойными подходами в нашем обществе является доминирующей.

РАЗНИЦА В МЕНТАЛИТЕТЕ

- Раньше в обществе сложился стереотип, что алкогольная зависимость - проблема преимущественно рабочего класса. Сейчас нередко говорят о спивающемся офисном планктоне, об алкогольной зависимости крупных бизнесменов, отмечающих сделки элитными напитками…

- Заводы, колхозы всегда находились в зоне повышенного риска. Это проблема менталитета: у заводчан, сельских жителей, других представителей тяжелого физического труда заметно сужен круг интересов. Поругался с начальством, поссорился с женой - выпил, и проблемы вроде бы как рукой сняло. Люди же с высшим образованием, как правило, обучаются в вузах не только своей профессии, но и учатся по-другому выстраивать модель поведения в обществе, у них другое «программное обеспечение». Такой человек, испытав стресс, пойдет снять напряжение в бассейн, на беговую дорожку. Правда, и это не дает никакой гарантии. В определенный момент он может выпить алкоголь и понять: зачем мне напрягаться в бассейне, если есть более простой способ забыть о проблеме. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сейчас злоупотребляют алкоголем офисные сотрудники, бизнесмены. Под воздействием этилового спирта картина реальности заметно упрощается, проблемы уходят и жизнь видится через розовые очки. Ну а со временем появляется один из основных симптомов алкогольной зависимости - нарушение контроля: за началом и концом употребления, дозой и т.д.

- А если следовать культуре пития, которую сейчас насаждают поставщики элитного алкоголя, можно избежать проблем зависимости?

- Это все ерунда! Можно отравить организм плодово-ягодным вином, а можно коньяком за сотни долларов. Надо помнить о том, что 50 граммов этилового спирта через алкогольдегидрогеназу превращаются в ацетальдегид - яд для мозга, печени, сердца и других органов. О какой культуре пития мы говорим? Можно сколько угодно рассуждать о приятном запахе дорогого алкоголя, можно даже придумать теорию о наличии в нем витаминов, но откройте любой учебник по биохимии и убедитесь, что в итоге попадает в организм: бесцветная жидкость с резким запахом и неприятным вкусом, являющаяся ядовитым веществом и вызывающая привыкание. С таким же успехом давайте завернем мышьяк в красивую упаковку и начнем рассуждать о культуре потребления мышьяка.

Понятно, что производителям и продавцам алкогольных напитков выгодно поддерживать тему культуры пития и обвинять людей в том, что они недалекие, не следят за какими-то тенденциями. Но если человек, следя или не следя за так называемой питейной модой, уже перешагнул барьер и у него пошли изменения на биохимическом уровне, ему уже не до культуры. Он просыпается, и у него одно желание - снять последствия вчерашнего «перебора», у него симптоматика пациента, страдающего алкогольной зависимостью.

У нас употребление алкоголя заложено на уровне подсознания. Даже в магазине недалеко от сыра и колбасы располагается алкоголь, и у покупателя срабатывает  стереотип: раз есть закуска, значит, надо купить и выпивку. Это точно такая же поведенческая модель, как чокающиеся дети в детском саду. А потом на выходе мы получаем удручающую статистику. Есть серия видеофильмов про борьбу с алкоголизмом, в которых доказана прямая связь между выпитым населением алкоголем и количеством детских домов, детской смертностью, производственным травматизмом и т.д. К сожалению, в глянцевых журналах об этом не говорится: наоборот, там будут фотографии красивой бутылки, сигары, бокала ручной работы, других символов дорогой жизни. Но брендовые вещи нужны исключительно для заполнения внутренней пустоты. И поскольку это востребовано, можно говорить, какие интересы у современного общества. Никто не говорит о духовности, всем интересны либо скандалы и интриги, либо какие-то элементы сладкой жизни. Мы разучились общаться, понимать другого, из-за чего деградируем как общество. У нас алгоритм простой и, к сожалению, все социальные вещи связаны с алкоголем: родился человек - выпили, крестился - выпили, женился - выпили, умер - выпили. Выпили, когда посадили картошку, выпили, когда ее выкопали, выпили, когда с кем-то поссорились. И пока каждый из нас не примет решение в пользу отказа от алкоголя, ни о каком светлом будущем говорить не приходится. А так мы апеллируем только к запретам и занимаемся словоблудием, что результата не даст по определению.

belgazeta.by


Назад

Похожие записи

«Допился до ЛТП» — это не вина человека, а его беда
7 фактов о панических атаках, которые необходимо знать
Алкогольная деменция
Алкогольная кома
Алкогольная эпилепсия
Меню
  • Новости
  • Статьи
Оставить заявку
Оставьте заявку на прием, в удобное для Вас время

Оставить заявку

О нас

Отзывы

Цены

Публикации

  • Новости
  • Статьи
Услуги Услуги
Персонал Персонал

Контакты

220028, г. Минск, ул. Маяковского, 129А/1

КРУГЛОСУТОЧНО

+375 (17) 271-7-103
+375 (29) 399-6-103
+375 (33) 399-6-103

zakaz@narkolog.by

По вопросам рекламы, сотрудничества  8 (017) 379 99 72

Обратная связь

© 1996-2021 Медицинский центр "ПАРАЦЕЛЬС"